Мегаполис-Консалтинг
регистрация оффшоров, открытие счета в иностранном банке |
+7 (812) 600-20-65
Санкт-Петербург, ул. 9-я Советская, д.4-6, офис 504 |
|
|
Регистрация оффшоров | Статьи | Налогообложение международных перевозок Налогообложение при международных перевозкахНК РФ в целях налогообложения налогом на прибыль организаций понимает под международными перевозками «любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ» (пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ). В Российской Федерации обложению налогом на прибыль подлежат доходы иностранной организации, полученные ею в связи с осуществлением перевозок: а) между двумя пунктами, один из которых находится на территории РФ, а другой – вне ее; б) между двумя пунктами, находящимися на территории РФ. Рассмотрим несколько вариантов возникновения обязанности и порядка уплаты соответствующих налогов в зависимости от маршрута движения товара при доставке его перевозчиком, наличия или отсутствия постоянного представительства иностранной организации-перевозчика на территории РФ, а также возможности применения заключенных РФ соглашений об избежании двойного налогообложения с государством, где зарегистрирована иностранная компания. Налог на прибыль1. В случае отсутствия соглашения об избежании двойного налогообложения действуют следующие правила, касающиеся порядка уплаты налога на прибыль. А. При перевозке иностранной компанией, не осуществляющей свою деятельность в РФ через постоянное представительство, грузов с территории РФ в иностранное государство (либо из иностранного государства на территорию РФ) доходы от международных перевозок, осуществляемых этой организацией, относятся, согласно пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ, к доходам от источников в РФ. В соответствии со ст. 246 и 247 НК РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, признаются плательщиками налога на прибыль в РФ в отношении доходов, перечисленных в п. 1 ст. 309 НК РФ. Порядок исчисления и уплаты налога с доходов иностранных организаций от источников в РФ определен в статье 310 НК РФ. Указанные доходы подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты в РФ по ставке, предусмотренной в п. 1 ст. 310 и пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ и равной 10%. Исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производится налоговым агентом. Равным образом, у иностранной организации возникает обязанность уплаты налога на прибыль (на доходы) в государстве, где данная компания зарегистрирована, по ставке, установленной налоговым законодательством данного государства. Б. Аналогичная ситуация имеет место при перевозке иностранной компанией, не осуществляющей свою деятельность в РФ через постоянное представительство, грузов в пределах территории РФ. Российская организация, выплачивающая иностранной организации доход, будет исполнять обязанности налогового агента в соответствии со ст. 24, 310 НК РФ. 2. Если между РФ и соответствующим иностранным государством имеется действующее соглашение, регулирующее вопросы налогообложения, положения такого соглашения имеют приоритет над нормами налогового законодательства РФ (ст. 7 НК РФ). Сегодня Российской Федерацией заключено около 80 соглашений об избежании двойного налогообложения. В данных соглашениях, в частности, уделяется внимание избежанию двойного налогообложения доходов от международных перевозок. При наличии между государствами, где зарегистрированы компании – стороны договора перевозки, соглашения об избежании двойного налогообложения, порядок уплаты налога на прибыль следующий. При налогообложении доходов иностранных организаций, полученных ими в связи с осуществлением международных перевозок, необходимо учитывать положения соответствующих соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, действующих в отношениях между РФ и соответствующим иностранным государством, резидентом которого является иностранная организация - перевозчик. При этом положения такого соглашения (конвенции) применяются с учетом ст. 312 НК РФ. Иностранная организация должна представить налоговому агенту (российской организации, выплачивающей ей доход) подтверждение, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Россия заключила международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения (подробнее – см. ст. 312 НК РФ; пп. 5.3. Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, утв. Приказом МНС России от 28 марта 2003 г. № БГ-3-23/150). Пример 1.В отношениях между Российской Федерацией и Республикой Кипр действует межправительственное Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (от 5 декабря 1998 г.). В соответствии с п. 1 ст. 8 Соглашения доходы от эксплуатации морских или воздушных судов или дорожного транспорта в международных перевозках владельцами или арендаторами или фрахтователями и доходы от сдачи в аренду контейнеров и соответствующего оборудования, относящегося к эксплуатации морских или воздушных судов или дорожного транспорта в международных перевозках, подлежат налогообложению только в том Договаривающемся государстве, резидентами которого являются указанные лица, получающие такие доходы. Таким образом, если российская компания платит за оказание транспортных услуг кипрской компании, то доход, получаемый кипрской компанией, будет облагаться налогом только на Кипре. Следует обратить внимание, что п. 1 ст. 8 Соглашения будет изменен с момента вступления в силу Протокола к Соглашению между правительством РФ и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, подписанного 16 апреля 2009 года. Согласно статье IV Протокола пункт 1 ст. 8 «Доходы от международных перевозок» был изменен: признак резидентности в Договаривающемся государстве лиц, получающих соответствующие доходы (благодаря которому налоговая нагрузка переносилась в государство, где зарегистрирован перевозчик, то есть на Кипр), был заменен на признак места эффективного управления таких лиц. Иными словами, доходы от международных перевозок будут подлежать налогообложению только в государстве, в котором находится место эффективного управления лица, оказывающего услуги по перевозке и получающего соответствующие доходы. Данные изменения позволяют сделать вывод о том, что договаривающиеся государства стремятся исключить применение одной из распространенных схем налогового планирования с использованием кипрских транспортных компаний. То есть, при наличии соответствующих доказательств, свидетельствующих о месте эффективного управления лиц, получающих доходы от международных перевозок (таким местом может оказаться Россия), прибыль будет облагаться налогом не на Кипре, а в России. Согласно названному Протоколу, если место эффективного управления лицом не может быть определено, компетентные органы договаривающихся государств, принимая во внимание все факторы, которые они сочтут относимыми, предпримут необходимые меры для определения путем взаимосогласительной процедуры места эффективного управления в каждом конкретном случае. Пример 2.В отношениях между Российской Федерацией и Королевством Нидерландов действует межправительственное Соглашение об избежании двойного налогообложении и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (от 16 декабря 1996 года). В соответствии с п. 1 ст. 8 Соглашения прибыль от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках облагается налогом только в том Договаривающемся государстве, в котором предприятие, получающее такую прибыль, является резидентом. Таким образом, если российская компания платит за оказание транспортных услуг (морской или воздушной перевозки) голландской компании, то доход, получаемый голландской компанией, облагается налогом только в Нидерландах. У российской компании не возникает обязанностей налогового агента по удержанию налога на доходы иностранного юридического лица, однако, для того, чтобы реализовать данное право, российской компании необходимо получить от своего контрагента подтверждение того, что голландская организация имеет постоянное местонахождение в Нидерландах. Как видно из процитированных статей, сфера действия статьи «Прибыль от международных перевозок» в Соглашении с Нидерландами сформулирована уже, чем соответствующая статья Соглашении РФ и Кипром в действующей редакции. То есть, исходя из буквального толкования, положения об избежании двойного налогообложения касаются лишь прибыли от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках. Пример 3.В отношениях между Российской Федерацией и Королевством Дания действует межправительственная Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (от 8 февраля 1996 г.). Согласно п. 1 ст. 8 Конвенции, доход, получаемый лицом с постоянным местопребыванием в Договаривающемся государстве от эксплуатации транспортных средств в международных перевозках, облагается налогом только в этом Договаривающемся государстве. Это положение распространяется на доходы от использования транспортных средств лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве при поставках оборудования, продовольствия, других материалов и персонала к месту деятельности, связанному с предварительными исследованиями, разведкой или добычей углеводородов на территории другого Договаривающегося государства. Под доходом от международных перевозок Конвенция понимает доход, получаемый от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме транспортных средств, включая использование, содержание или аренду контейнеров и сопутствующего оборудования. Таким образом, если российская компания платит за оказание транспортных услуг датской компании, то доход, получаемый датской компанией, облагается налогом только в Дании. У российской компании не возникает обязанностей налогового агента по удержанию налога на доходы иностранного юридического лица, однако, для того, чтобы реализовать данное право, российской компании необходимо получить от своего контрагента подтверждение того, что датская организация имеет постоянное местонахождение в Дании. Необходимо отметить, что вопрос об объеме применения соглашений об избежании двойного налогообложения решался в разное время по разному. Так, судами и налоговыми органами часто применялось ограничительное толкование норм вышеназванной Конвенции и других межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения. Такое толкование приводило, в частности, к выводам о том, что избежание двойного налогообложения возможно только в случаях, подпадающих под пояснение, данное в том же п. 1 ст. 8 Конвенции, предельно ограничивающее сферу деятельности по перевозке, которая подпадает под освобождение от двойного налогообложения. Данное толкование было, в частности, применено в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 30.08.2005 по делу № А40-35442/05-99-229. По мнению суда, «действие Конвенции распространяется не на все виды доходов, получаемых от международных перевозок. Согласно пункту 1 статьи 8 Конвенции доход, получаемый лицом с постоянным местопребыванием в Договаривающемся государстве от эксплуатации транспортных средств в международных перевозках, облагается налогом только в этом Договаривающемся государстве. Это положение распространяется на доходы от использования транспортных средств лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве при поставках оборудования, продовольствия, других материалов и персонала к месту деятельности, связанному с предварительными исследованиями, разведкой или добычей углеводородов на территории другого Договаривающегося государства». В рассмотренном судом случае поставки такого рода не производились. Аналогичным образом, в письмах налоговых и финансовых органов указывалось, что при отсутствии в статьях Соглашений об избежании двойного налогообложения, посвященных доходам от международных перевозок, указания на определенный вид транспорта, Соглашения не распространяются на перевозки соответствующим видом транспорта (см. напр.: Письмо Минфина РФ от 25.10.2004 № 03-04-08/90, Письмо УФНС России по г. Москве от 19.04.2007 № 20-12/036364). На ошибочность данной позиции указывали специалисты. В частности, отмечается, что «из текстов этих международных соглашений никак не следует, что договаривающиеся государства имели целью исключить двойное налогообложение только в отношении доходов от перевозок определенными видами транспорта. Просто в случае, например, морских и воздушных перевозок, потребовалось установить некоторые особенности налогообложения. При этом в каждом таком соглашении есть статья, исключающая двойное налогообложение всей прибыли, полученной организацией от предпринимательской деятельности» (М. Мошкович, Н. Завойкина. Налоги заплатит перевозчик // ЭЖ-Юрист. 2008. № 35). Соглашаясь с указанным мнением, добавим, что когда встает вопрос о применении Соглашения об избежании двойного налогообложения, речь идет именно о возможности применения Соглашения в целом, а не какой-либо одной статьи, посвященной той или иной категории доходов, к тому же ограниченных определенными источниками данных доходов. Конкретная статья играет лишь уточняющую роль, являясь формальным основанием для применения Соглашения. Данная позиция нашла подтверждение в более поздних разъяснениях Минфина России. Напр., в Письме Минфина России от 24 декабря 2008 г. № 03-08-05, где указано, что «в случае если какой-либо вид транспорта, которым осуществляется международная перевозка, не поименован в статье «Доходы от международных перевозок», то применяются нормы статьи «Прибыль от предпринимательской деятельности». Аналогичная позиция выражена в Письме Минфина России от 28 августа 2008 г. № 03-08-05; от 8 октября 2009 г. № 03-08-05. |
|
© 2024 Регистрация оффшоров. ООО "Мегаполис-Консалтинг". Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. |