Международная правовая помощь в налоговой сфере
Что такое международная правовая помощь?
Международная правовая помощь является формой международного судебного и административного сотрудничества, необходимость которой обусловлена территориальным характером государственной власти, и, следовательно, невозможностью одного государства реализовать свои юрисдикционные полномочия на территории иных государств.
Оказание правовой помощи осуществляется, как правило, на основании международных договоров либо во внедоговорном порядке на основе принципа взаимности.
Международными договорами о правовой помощи регулируются порядок оказания правовой помощи, её объём (т.е. конкретные виды процессуальных действий, обеспечить выполнение которых соглашаются договаривающиеся страны), органы, уполномоченные оказывать правовую помощь; требования к форме запросов о правовой помощи и сроки их исполнения, основания для отказа в правовой помощи.
Международная правовая помощь в области налогообложения
Оказание государствами взаимной правовой помощи возможно и по вопросам налогообложения. Источники международно-правового регулирования такого сотрудничества можно подразделить на три группы в зависимости от степени детализации соответствующих норм применительно именно к налоговой сфере.
1. К первой группе следует отнести международные соглашения, специально регулирующие сотрудничество и оказание взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, включая договоры об обмене налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreements – TIEA), о сотрудничестве в борьбе с налоговыми преступлениями и др.
Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в настоящее время заключено 415 двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией на основе модельного соглашения ОЭСР, причём большая часть из них была заключена в течение 2009-2010 гг. Российская Федерация не участвует ни в одном из таких соглашений.
Кроме того, в качестве примеров соглашений данной группы можно назвать:
- Совместную конвенцию Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1998 г. (ETS № 127). Россия не участвует.
- Соглашение между государствами-участниками СНГ о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с правонарушениями в этой сфере от 04.06.1999 г. (далее – Соглашение 1999 г.) Вступило в силу для РФ с 03.01.2001 г. Участниками Соглашения являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Молдавия, Россия, Таджикистан, Украина.
- Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с налоговыми преступлениями от 03.06.2005 г. (далее – Соглашение 2005 г.) Вступило в силу для РФ с 24.04.2006 г. Участниками Соглашения являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Украина.
В рамках Соглашения 1999 г. могут осуществляться такие формы сотрудничества как:
- обмен информацией о нарушениях налогового законодательства юридическими или физическими лицами;
- взаимодействие по вопросам проведения мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
- представление соответствующим образом заверенных копий документов, связанных с налогообложением физических и юридических лиц;
- обмен информацией о национальных налоговых системах, об изменениях и дополнениях налогового законодательства, а также методическими рекомендациями по борьбе с нарушениями налогового законодательства;
- обмен опытом по созданию и функционированию информационных систем, используемых в борьбе с нарушениями налогового законодательства;
- осуществление координации деятельности по вопросам, возникающим в процессе сотрудничества, включая создание рабочих групп, обмен представителями, экспертами и обучение кадров.
Соглашение 2005 г. предусматривает сотрудничество компетентных органов стран СНГ, направленное на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие налоговых преступлений. В целях повышения эффективности борьбы с налоговыми преступлениями налоговые органы могут осуществлять обмен информацией:
- о нарушениях национального законодательства о налогах и сборах юридическими или физическими лицами и мерах ответственности за эти нарушения;
- о сокрытии доходов от налогообложения, а также используемых формах и методах такого сокрытия;
- об условиях ведения финансово-хозяйственной деятельности юридическими лицами и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- иной информацией, предоставление которой не противоречит национальному законодательству государств-участников.
2. Ко второй группе необходимо отнести межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения, содержащие, помимо основного предмета регулирования – механизма избежания двойного налогообложения, также основные начала сотрудничества уполномоченных органов соответствующих государств в области взимания налогов. Как правило, эти основные начала касаются вопросов обмена информацией и помощи в сборе налогов.
Обмен информацией является одной из наиболее значимых форм международной правовой помощи в налоговой сфере. Типовое межгосударственное соглашение об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, одобренное Правительством РФ в качестве основы для международных переговоров, включает положения:
- об обмене информацией между компетентными органами договаривающихся государств, существенной для осуществления соглашений об избежании двойного налогообложения или для исполнения внутреннего законодательства государств в отношении налогов;
- о конфиденциальном характере предоставляемой информации, ее адресатах и ограничениях по ее использованию;
- об обязанности государства принимать меры, необходимые для получения запрошенной информации даже в случае, если это государство не нуждается в такой информации для собственных налоговых целей;
- оговорку, в соответствии с которой обмен информацией не должен нарушать публичный порядок соответствующего государства.
Так, государства не обязаны:
a) проводить в целях предоставления информации административные мероприятия, противоречащие законодательству этого или другого договаривающегося государства или их административной практике;
b) предоставлять информацию, которая в соответствии с законодательством этого или другого договаривающегося государства или их имеющейся административной практикой не может быть получена;
c) предоставлять информацию, которая раскрывала бы какую-либо торговую, промышленную, предпринимательскую или профессиональную тайну либо торговый процесс или предоставление которой противоречило бы государственной политике (либо так называемому «публичному порядку» – ordre public. – прим. авт.)
Вместе с тем, предусматривается, что вышеназванная оговорка не должна истолковываться как позволяющая Договаривающемуся Государству отказать в предоставлении информации только лишь на том основании, что такой информацией располагает банк, иная кредитная организация, номинальный держатель, агент или доверительный управляющий или что такая информация касается имущественных интересов применительно к какому-либо лицу.
На сегодняшний день действует более 70 международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения (в частности, с Австрией, Великобританией, Данией, Ирландией, Италией, Кипром, Нидерландами, Финляндией, Чехией и др.) Также с рядом стран имеются подписанные, но не ратифицированные и не вступившие в силу договоры. Однако ни с одной «классической» оффшорной юрисдикцией (к которым, в частности, относятся Багамские острова, Британские Виргинские Острова, Белиз, Панама Сейшельские острова и др.) договоров об избежании двойного налогообложения с Российской Федерацией нет.
На официальном сайте ФНС России указывается, что «характер информационного обмена с ознакомительного (обмен сведениями о законодательстве, опыте работы, подготовке и переподготовке кадров) изменяется на практический. Переход информационного обмена в практическое русло означает межведомственный обмен информацией по конкретным налогоплательщикам, конкретным хозяйственным операциям и т.д. На смену взаимодействию в режиме «вопрос-ответ» приходит потоковый обмен информацией, когда на регулярной основе передаются массивы информации, например, об участниках ВЭД, деятельности интернациональных компаний)» .
По словам руководителя ФНС России, «наиболее активными партнерами в части обмена информацией являются страны СНГ, Германия, Великобритания, США, Литва, Польша, Финляндия, Франция, Чехия, Нидерланды и некоторые другие. С ними обмен информацией идет на регулярной основе и в приемлемые сроки» .
Необходимо иметь в виду, что в компетенцию налоговых органов не входит получение и обмен информацией, связанной с налоговыми преступлениями. В Письме ГНС РФ 1994 г. указывалось, что налоговые органы могут получать соответствующую информацию только через правоохранительные органы. В свою очередь, правоохранительные органы РФ могут получить из Генерального секретариата или Национального Центрального Бюро Интерпола зарубежных государств информацию, содержащую официальные названия коммерческих структур (фирм, совместных предприятий и т.п.), расположенных за рубежом; их юридический адрес, номера и даты регистрации; фамилии и имена руководителей коммерческих структур; основные направления деятельности; размеры уставного капитала; сведения о прекращении деятельности; сведения криминального характера относительно деятельности коммерческих структур; сведения о заключенных инофирмами сделках с участием российских государственных и частных структур.
При этом в запросах должны быть отражены следующие сведения: полные установочные данные проверяемого лица; фабула совершенного преступления или характер имеющихся сведений с указанием органа, проводящего расследование (проверку); конкретные факты, послужившие основанием для обращения к органам полиции зарубежных стран; названия иностранных фирм.
Также, в Письме 1994 г. обращалось внимание на то, что сведения об открытии счетов в зарубежных банках, а также движении средств по ним, составляют, как правило, банковскую тайну. Указанные сведения могут сообщаться правоохранительным органам РФ иностранными правоохранительными органами только после рассмотрения верховным органом юстиции, прокуратурой или соответствующим судом иностранного государства официального обращения Генеральной прокуратуры РФ. Запрос о получении сведений направляется в Генеральную прокуратуру РФ соответствующим правоохранительным органом, возбудившим уголовное дело по материалам, полученным от налоговых органов в установленном порядке.
Таким образом, получение указанной информации осуществляется не непосредственно налоговыми органами, а только в порядке выполнения международных следственных поручений по возбужденным уголовным делам. Данный порядок устанавливается уже в международных договорах о правовой помощи по уголовным делам.
3. Итак, к третьей группе соглашений следует отнести многосторонние и двусторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам. В рамках правовой помощи может, в частности, обеспечиваться выполнение таких действий, как пересылка и вручение документов, производство экспертиз; передача вещественных доказательств; допросы свидетелей, других участников процесса; обмен информацией по правовым вопросам; уведомление о судебных решениях; определение местонахождения и идентификация лиц и предметов; исполнение запросов о проведении обыска и изъятия; принятие мер по установлению местонахождения, наложению ареста, изъятию и конфискации имущества, полученного в результате преступления; предоставление иных видов помощи.
В качестве примеров соглашений данной группы можно назвать:
- Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.04.1959 г. (ETS № 30), а также Дополнительный протокол к ней от 17.03.1978 г. (ETS № 99). Конвенция вступила в силу для РФ 09.03.2000 г.
- Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г. (в ред. Протокола от 28.03.1997 г.), заключенную в Минске рядом государств-членов СНГ. Конвенция вступила в силу для РФ 10.12.1994 г.
- Двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и (или) уголовным делам. В настоящее время у РФ имеются более 60 таких договоров (при этом, следует отметить, что объем и условия оказания правовой помощи по данным договорам существенно различаются). В основном это договоры с государствами бывшего «социалистического лагеря» (Албания, Болгария, Венгрия, Вьетнам, КНДР, Куба, Монголия, Румыния, Чехословакия (действует в отношениях РФ с Чехией и Словакией), Югославия (действует в отношениях РФ со Словенией и Македонией)), с рядом стран СНГ и Балтии (Азербайджан, Кыргызстан, Молдова, Латвия, Литва, Эстония), а также с Грецией, Индией, Ираном, Канадой, Кипром, КНР, Республикой Корея, Польшей, Тунисом, Финляндией и др.
На внутригосударственном уровне порядок направления и исполнения запросов о правовой помощи регламентируется в главе 53 УПК РФ, в ведомственных актах Министерства юстиции РФ и Генеральной прокуратуры РФ.
Таким образом, международная правовая помощь является активно развивающейся формой межгосударственного и межведомственного сотрудничества и может применяться в том числе и в налоговой сфере. Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на наличие действующих международных договоров в налоговой сфере, внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации этих международных обязательств может иметь существенные пробелы.
«Мы — сервисная компания», — Михаил Мишустин, руководитель ФНС РФ // Ведомости. 17.11.2010. № 217 (2735).
Письмо ГНС РФ от 13.09.1994 г. № ВГ-6-14/347 «О порядке получения налоговыми органами информации в странах-членах Интерпола».