Мегаполис-Консалтинг
регистрация оффшоров, открытие счета в иностранном банке |
+7 (812) 600-20-65
Санкт-Петербург, ул. 9-я Советская, д.4-6, офис 504 |
|
|
Регистрация оффшоров | Статьи | Письменные разъяснения финансовых и налоговых органов: Письменные разъяснения финансовых и налоговых органовМногие нормы российского налогового законодательства часто весьма сложны для понимания и применения, поскольку не всегда могут быть однозначно истолкованы В этой связи Налоговый Кодекс РФ (далее – НК РФ) предусматривает такой инструмент, как письменное разъяснение. К таким разъяснениям относятся:
При этом разъяснения для налогоплательщиков можно подразделить на две группы:
Письменное разъяснение уполномоченного органа может служить обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Также использование письменных разъяснений может освободить налогоплательщика от пеней (п. 8 ст. 75 НК РФ). Являются ли письма Минфина России и ФНС России нормативно-правовыми актами?Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. (Приказ Минюста России от 04.05.2007 г. № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации). Прежде всего необходимо отметить, что НК РФ является законодательным актом прямого действия и детально регулирует налоговые отношения. В соответствии со ст. 4 НК РФ Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы РФ не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Кроме того, Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02/07/2-138 «О порядке применения письменных разъяснений Минфина России…» определено, что письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства РФ налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации Являются ли письменные разъяснения Минфина России и ФНС России, обязательными для налоговых органов? Да. Подпункт 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ устанавливает обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, в которых выражается позиция Министерства по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций (Письмо Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138). Может ли налогоплательщик руководствоваться письменным разъяснением, адресованным другому конкретному налогоплательщику? По мнению Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 № 13322/04), «сам факт направления письма конкретному лицу по его обращению не исключает более широкого действия этого письма, если в нем содержатся обязательные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение». В тоже время в Письме Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 говорится, что выполнение налогоплательщиком «письменных разъяснений, которые были адресованы не ему, не влечет за собой применение норм п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ» (о неначислении пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений, а также об исключении вины лица в совершении налогового правонарушения в результате выполнения налогоплательщиком указанных письменных разъяснений). Тем не менее, здесь необходимо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, данное письмо Минфина, как говорилось выше, не может считаться нормативно-правовым актом. Во-вторых, под «письменными разъяснениями, адресованными не ему» в данном случае понимаются разъяснения, адресованные именно другому конкретному налогоплательщику. То есть, вина лица исключается, а пени не начисляются, в том случае, когда лицо руководствовалось разъяснениями, данными лично ему либо неопределенному кругу лиц (на что содержится прямое указание в п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ), но не другому конкретному налогоплательщику. Руководствуются ли арбитражные суды разъяснениями финансовых и налоговых органов при рассмотрении налоговых споров? Арбитражные суды, рассматривающие налоговые споры, не связаны положениями разъяснений, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 13 АПК РФ подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел (Постановление Президиума ВАС от 16 января 2007 г. № 12547/06). Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Таким образом, субъекты налоговых правоотношений должны с осторожностью использовать позиции, изложенные в письменных разъяснениях, если таковые носят спорный характер. Следовать указанным в письмах положениям необходимо с учётом анализа норм НК РФ и судебно-арбитражной практики, который может быть осуществлен в рамках налоговой консультации. |
|
© 2024 Регистрация оффшоров. ООО "Мегаполис-Консалтинг". Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. |